Процедура международной аккредитации школ придает особое значение самооцениванию образовательного учреждения, которое рассматривается как основным и важным этапом международной аккредитации. В середине 20 века, аккредитационные организации США начали делать акцент на процесс улучшения и развития школ. Организация Middle States Association (MSA) была первой организацией, которая внедрила процесс самооценивания и визита независимых экспертов в цикличный процесс международной аккредитации (источник «Accreditation as a Catalyst for Institutional Effectiveness»). Через процесс самооценивания школа обеспечивает устойчивое и тщательное оценивание своей деятельности и прогресса по четко установленным критериям и стандартам. Эффективное самооценивание определяет сильные и слабые стороны развития школы и соответствие школы стандартам и установленным целям. Для проведения самооценивания по установленным стандартам, образовательные учреждения должны собрать и проанализировать большой объем сведений и данных о деятельности школы. Для того чтобы дать оценку текущей ситуации в образовательном учреждении и динамике развития, рабочие группы по самооцениванию рассматривают различные вопросы и составляют план дальнейшего развития. Такой анализ неизбежно создает условия для развития и улучшения образовательного учреждения. Самооценивание проводиться для различных целей. Однако, фундаментальными целями этого процесса являются следующее:
- Подготовка к внешнему визиту
- Оценивание текущей ситуации
- Планирование дальнейшей деятельности
Для проведения эффективного самооценивания школа должна учитывать основные принципы, которые отражаются в следующем:
- Управление. Для проведения эффективного самооценивания требуются эффективное управление со стороны администрации школы.
- Доказательства. Принимаемые решения должны быть обоснованными, надежными и содержать специфическую информацию или доказательства;
- Улучшение преподавания и обучения. Эффективное самооценивание направлено на внедрение положительных, измеримых и значимых изменений качества преподавания в школе и результатов обучения.
- Непрерывность. Каждый этап самооценивания является непрерывным циклом направленным на улучшение работы школы и обучения учащихся, результаты которого используются при составлении плана и стратегии развития школы.
- Коллоборативность и инклюзивность. Работа по самооцениванию ведется с вовлечением всего школьного сообщества: администрация школы, учителя, воспитатели/кураторы, родители и другие заинтересованные стороны.
- Рефлексия. Школа должна проявлять критическое мышление при определении целей и ключевых приоритетов, планов улучшения обучения учащихся.
- Гибкость. Характеристиками эффективного самооценивания являются гибкость, креативность и готовность администрации и учителей школы переосмыслить, пересмотреть и переделать свою деятельность;
- Общение. Эффективное самооценивание создает условия для открытого и прозрачного диалога всего школьного сообщества.
Самооценивание считается самым важным этапом всего процесса международной аккредитации. Процесс является долгосрочным, что позволяет школам не только определить свои сильные и слабые стороны, но также принять меры по устранению проблем до командного визита. Таким образом, во время самооценивания школы могут показать динамику своего развития с момента начала самооценивания до его окончания. Все участники самооценивания должны работать в режиме открытого диалога и конструктивной критики, определять текущие проблемы и пути их решения задаваясь вопросами «как и почему».
Самооценивание школы является самым важным этапом международной аккредитации, т.к.:
- школа сама определяет свои сильные и слабые стороны;
- временные рамки проведения самооценивания (от 12 до 18 мес.) позволяет школам принять меры по улучшению слабых сторон и устранению проблем;
- вовлеченность всего школьного сообщества позволяет изучить мнение каждой группы (учителя, администрация, управление, родители, учащиеся), что обеспечивает всесторонний анализ и объективные результаты;
- работа по подготовке отчета проводиться в формате открытого диалога и конструктивной критики, что позволяет коллективно определить проблемы и пути их решения.
Все сведения, указанные в отчете будут тщательно проверяться независимыми экспертами во время командного визита используя методику «триангуляции», которая включает три основных инструмента сбора информации: